Заградительные боны БН – один из способов эффективного устранения разливов нефтепродуктов на реках, в море и на других стоячих водоемах при отсутствии волнения. Такие конструкции также применяются для направления потока движения с целью быстрого сбора разливов, для локализации, предупреждения дальнейшего распространения пятна нефти.
Особенности и устройство бонов
Конструкция заградительного бона достаточно простая, она имеет надводную часть для предупреждения затекания и подводную, назначение которой заключается в защите от подныривания нефти под бон. У верхней части имеется цилиндрический поплавок, который обеспечивает плавучесть и стабильность положения на воде. Даже при повреждении корпуса такой поплавок остается на поверхности, выполняя функцию заграждения.
Подводная часть содержит массу баланса. Она нужна для удерживания заграждения в одном месте и придании конструкции БН вертикального положения. Все секции бона имеют верхние и нижние силовые элементы, необходимые для восприятия всех продольных нагрузок. Для внутренних элементов используется надежная оболочка из ПВХ, устойчивая к нефтепродуктам и нефти.
Все боновые заграждения выпускаются в виде 10 метровых секций. Для края каждой секции используются замки специальной конструкции ASTM, которые позволяют быстро и надежно соединить отдельные элементы заграждения, формируя цепь необходимой длины. Также при помощи таких замков можно соединять боны разных типов, повышая эффективность заграждения, обеспечивая полную его герметичность. Типоразмеры могут быть различными – от 300 мм в высоту и выше. Выбор зависит от конкретной ситуации и требований при ликвидации разливов.
Как можно использовать боны
При использовании заграждений БН можно применять такие варианты установки;
- Установка на реках. В этом случае заграждения применяются в качестве барьера, который удерживает дальнейшее перемещение нефти, направляющий ее потоки к точке, где происходит ее сбор.
- Установка на стоячих водоемах, например, озерах. В этом случае, заграждение выполняет роль удерживающего инструмента, предупреждая растекание.
- Установка в качестве ограждений вокруг танкеров, судов и других объектов на время загрузки/выгрузки. Такое решение защищает акваторию порта от рисков загрязнений при выполнении работ.
- Транспортировка боновых заграждений плавсредствами к месту ликвидации аварийного разлива.
Эффективность работы заграждения зависит от того, насколько правильно выбрана конструкция и соблюдены условия ее установки. Сегодня используются такие методы, как полное перекрытие речного русла, перекрытие по схеме «каскада» или частичное. Каждый из способов отличается своими преимуществами, применяется при определенных условиях. К примеру, полное перекрытие допускается на небольших руслах, каскадное – при высокой скорости речения и большой ширине русла. Частичное перекрытие допускается, если разлив не растекается по всей ширине, а движется упорядочено и строго по течению.